Китайские поисковые системы

04-04-2014

Китайские ПС

Едва ли не отдельная вселенная в мире Интернета – это китайские поисковые системы. Около 300 000 000 пользователей в одном только Китае притом, что китайские поисковики востребованы миллионами и за пределами Поднебесной. Эти показатели – самые большие в мире, даже Северная Америка отстает. Понятно, что, с учетом еще большего потенциала популярности в ближайшем будущем, поисковые системы Китая являются лидерами в обеспечении международного сетевого трафика. Предвидя данную ситуацию, мировые гиганты Интернет-поиска, Google и Yahoo, пытались пробиться в китайское веб-пространство чуть ли не с момента его появления. Но к настоящему моменту эти попытки особым успехом не увенчались. «Главный игрок» в сегменте веб-поиска китайского Интернета – Baidu, за ним больше двух третей поисковых запросов. И дело тут не столько в иероглифах, сколько в политике.

Baidu – популярнее гугла

Впрочем, иероглифы тоже имеют значение. Благодаря своим оптимизированным под них технологиям, сервисам и интерфейсам, Baidu недавно вышел на японский рынок и уверенно занял после этого третью строчку в рейтинге самых популярных поисковых систем мира. Но все же приоритет этому поисковику обеспечил его национальный характер. Созданный предпринимателями-китайцами из Гонконга, Baidu эффективно перенимает опыт конкурентов и реализует его на китайском языке вместе с собственными оригинальными решениями. По сути, это своего рода аналог Google, хотя и с меньшими функциональными возможностями. Очевидно, что главные успехи Baidu связаны с разработкой собственных сервисов, делающих ненужным обращение китайских пользователей к главному мировому порталу. Это весьма на руку китайскому правительству, жестко цензурирующему Интернет и рассматривающему Google как своего рода вражеского агента. Чем лучше Baidu справлялся с разработкой аналогов сервисам Google, тем решительнее китайские власти отвергали попытки международного Интернет-гиганта найти компромисс и закрепиться-таки в китайском Интернете. Счет не в пользу Google продолжается до сих пор.

Китайцы для китайцев

Помимо Baidu, собственно китайские поисковые системы представлены такими системами, как:

  •  Tencent;
  • Qihoo;
  • Sogou;
  • Youdao.

Начнем с конца. Youdao является разработкой известной Интернет-компании NetEase (??, 163.com). Когда-то это был популярный среди китайских пользователей почтовый сервис, но теперь основной Поисковые системы в Китаетрафик портала NetEase связан с онлайн-играми. Очевидно, что именно они обеспечивают относительную популярность поисковика Youdao. Ранее веб-поиск был связан с возможностями Google, но теперь партнером Net Ease стал Qihoo, у которого есть собственная, довольно популярная поисковая система.

Компания–владелец поискового сервиса Qihoo 360 (??360) больше известна своими разработками в области программного обеспечения, включая антивирусы, мобильные приложения и надстройки браузеров. По мнению аналитиков, предоставляемая Qihoo возможность обновлять неофициальные копии ОС Windows у миллионов китайских пользователей обеспечила данному поисковику довольно серьезную аудиторию через настройки браузера «по умолчанию». Приток трафика в результатах веб-поиска от партнеров Qihoo гораздо меньше. Но теперь компания приобрела Sogou.com – поисковую систему интернет-портала Sohu (??), известную своим удобством для иероглифических запросов. Это был третий по популярности китайский поисковик и объединение потенциалов двух систем может составить серьезную конкуренцию второму в рейтинге поисковых машин китайского Интернета сервису – Tencent.

Tencent (??) известен большим количеством популярных в Китае проектов: мессенджер QQ, WeChat (??), социальная сеть QQ Zone, онлайн-игры QQ Games и другие. Запущенный несколько лет поисковик пользуется популярностью именно этих продуктов. При этом разработчикам компании пришлось немного попотеть, после того как она официально прекратила пользоваться поисковой технологией от Google в 2009 году.

Владельцы Qihoo полагают, что запущенный ими немногим более года назад поисковый сервис So.com в течение пары лет оттеснит Tencent и займет вторую позицию в рейтинге китайских поисковиков. На руку им может сыграть и та большая роль, которую играет Qihoo в китайском бизнесе Microsoft. Поэтому эксперты не видят особых перспектив у основанного детищем Билла Гейтса поисковика Bing.cn. Этой системе плохо удается обрабатывать запросы на китайском и единственная возможность для нее как-то закрепиться в китайском Интернете – занять место Google в англоязычном поиске, благо у Microsoft в глазах китайских властей более покладистая репутация. Впрочем, Baidu скорее всего и здесь будет на первом месте. Таким образом, мы перешли к иностранным сервисам в китайском веб-поиске.

Иностранцы для китайцев

Кроме вышеупомянутого Bing.cn, здесь стоит указать на такие поисковики как:

  • Yahoo.cn
  • Google.cn.

Yahoo в китайском Интернете не прижился. В отличие от Google, китайская платформа этого международного веб-гиганта старалась быть политически нейтральной и выполнять требования и пожелания властей. Ставка делалась на медиа, но в итоге конкурировать с собственно китайскими веб-предложениями в этой области Yahoo.cn не смог. Последними отрубили музыкальный сервис и почту. Но поисковик пока функционирует. При этом стратегический партнер Yahoo в Китае – Alibaba Group, владелец самой популярной на сегодняшний день международной торговой площадки Alibaba. Интересно, что миллиардер Ма Юнь, «хозяин» Alibaba, является также крупным акционером Qihoo. Вполне возможно, что технологии Yahoo в свое время сменили там технологии Google. Но активное развитие So.com дает основание полагать, что и Yahoo.cn на первые строчки рейтинга поисковых сервисов в Китае так и не выйдет. Дополнительное доказательство – отсутствие со стороны Alibaba Group каких-либо заметных попыток вдохнуть жизнь в китайский проект Yahoo.

Что касается Google.cn, то его популярность продолжает падать под прессингом блокады и конкуренции. Востребован данный сервис пока лишь теми группами пользователей, которым он интересен благодаря ряду специфических возможностей для международных контактов и рекламы, а также, в частности, благодаря запросам от владельцев ОС Android. Очевидно, что полностью по этой причине из Китая Google вытеснять пока и не будут.

Видео: Google против Китая, Китай против Google

Похожие статьи:

  • Какие существуют поисковые системы?


    Люди, которые знакомы с всемирной сетью не понаслышке и работают в Интернете каждый день, уже определились через какие поисковые сайты им удобней всего искать информацию. У каждого поискового ...

  • Какие бывают адреса электронной почты


    В конце 20 века Интернет начал активно распространяться во всем мире. Все больше пользователей открывают для себя огромные возможности сети. Причем многие из них платят за этот доступ ...

  • Как установить электронную почту на компьютере


      С развитием информационных технологий и повсеместным распространением глобальной сети Internet всё большее значение приобретает использование электронной почты. Благодаря значительным ...