От «Полушки» до Каннских львов

12-12-2013

Плагиат окружает нас повсюду. Из-за копирования произведений судятся звезды, автоконцерны, производители модных гаджетов. Китай давно завоевал почетное звание всемирного плагиатчика – там производят поддельные люксовые бренды, автомобили и копируют целые магазины. За всем этим «великолепием» мы часто не обращаем внимания на тот плагиат, который совсем рядом. Freedomart о плагиате в продуктовой упаковке и о том, как от него обезопаситься заказчикам.

Тыщи товаров-плагиатов безнаказанно лежат на полках. Юридически, если плагиат нарушает авторское право либо патентное право, то может повлечь уголовщину. Незаконное изготовка продукции под чужой торговой маркой – это уже мошенничество. Привлекаются компании к ответственности – очень изредка, правда суммы могут составить от 10 000 до 5 миллионов рублей. Так что выходит плагиат полностью на совести дизайнеров и их заказчиков.

Естественно, в бизнесе все так хитро устроено, что никто не считает, к примеру, конкурентную разведку плагиатом. В IT и автомобилестроении это издавна норма. Не успел первым запатентовать и выпустить на рынок свое изобретение – считай, пропало. Кто 1-ый, тот и прав – все другие будут вторыми. Частично таковой плагиат можно именовать движком прогресса, по другому мы бы ожидали возникновения последующего IPhone еще лет 10.

Естественно, стоит отличать плагиат от вдохновения. У дураков, молвят, мысли сходятся. Время от времени они сходятся и у гениев. Режиссер Мартин Скорсезе, к примеру, не смущяется гласить, что употребляет в собственных произведениях плагиат. В конечном итоге у него получаются шедевры. Подтверждение этому, как и в случае с упаковкой – касса. «Дизайнеры могут вдохновляться чем угодно, но задачка брендинговой компании – сделать уникальный бренд, уникальный не только лишь зрительно, да и стратегически, – гласит генеральный директор Freedomart Кирилл Халюта. – На рынке много схожих друг на друга упаковок, главный вопрос, который необходимо задать в данном случае – как этот продукт продается, успешна ли компания?»

Естественно, упаковок-плагиатов на полках много. Все очень просто не поместятся в одну статью. Так что мы избрали вам то, что поближе лежало.

Вот, к примеру, привет из 90-х, когда любая шашлычная торопилась прозвать себя «МакДональдсом». В универмаге эконом-класса на полке рядом лежат шоколадки «Сникерс» и «Спринт». Понятно, что производитель известной шоколадки не будет растрачивать время на разбирательства в суде. Бренд от этого растеряет незначительно. Разве что подслеповатая бабушка случаем купит внуку «Спринт» либо клиент, желающий сберечь пару рублей. «Тот, кто копирует, всегда проигрывает, – считает Кирилл Халюта. – Потребитель задумается, если компания не удосужилась издержать средства на создание упаковки, то может и на сырье сберегли, а фасовщики руки не моют».

Но это то, что касается соперничества сильных брендов с их более слабенькими копиями. На рынке огромное количество случаев, когда наименее узнаваемый производитель вводит покупателей в заблуждение, присваивая для себя дизайн упаковки более удачного собрата. Вот здесь уже экономический вред должен оценить тот, с кого копируют. И сделать меры. В мае 2012 нас повеселил самарский икорный плагиат. Схожесть упаковок до степени смешения обусловил ВЦИОМ. Сейчас заводу придется все-же задуматься об уникальном дизайне.

«Санта Бремор» «Самарский майонезный завод»

Бывает и так, что нахождение в различных товарных группах позволяет плагиатам умиротворенно соседствовать и не ссориться. Хрестоматийный пример: журнальчик «7 дней» и сухарики «3 корочки».

Сухарики «3 корочки» Логотип журнальчика «7 дней»

Вобщем, узреть элементы плагиата можно не только лишь в магазинах эконом класса…Не смущяются вдохновляться чужими мыслями и именитые заказчики и исполнители. Вот, например:

Дизайн для Hattomonkey. Калифорния, 2011 год Корейская сеть MrLee

На последнем конкурсе Каннские львы, призером стала упаковка молока. Может быть, дизайнеры израильского и «каннского» молока просто мыслили в одном направлении?

Израиль. Бренд ADIR 2010 год Каннские Львы, «серебро», бренд MLK («Продмол») 2011 год

Запущено в создание: 2011 год Запущено в создание:


Вывод из произнесенного довольно прост. В плагиате может быть повинет и бессовестный заказчик (вобщем, откровенные копии делают без роли дизайнеров и брендинговых агентств, на коленке) и воодушевленный дизайном из дальной страны исполнитель.

Для того, чтоб избрать подрядчика, недостаточно просто заглянуть в рейтинг креативности. «Как правило, эти рейтинги оценивают визуальную составляющую брендинга, красоту рисунки либо упаковки. Я думаю, что многие будущие заказчики желали бы созидать рядом с упаковкой и характеристики доходности, которые она принесет, но их почему-либо никто не пишет, – гласит Кирилл Халюта.

Заказчикам и самим хорошо еще раз трепетно подойти к выбору брендинговой компании – не лениться, проанализировать портфолио подрядчика и его соответствие действительности. На шаге заключения договора – пристально поглядеть в контракт и осознать, какую ответственность в конечном итоге несет исполнитель. А при получении произведения на руки добиваться отчет о проверке в ФИПС и других органах.

www.freedomart.ru

Похожие статьи: