Die Zeit: Печатные СМИ слишком заигрались с интернетом

14-12-2013

В Германии кризис печатных СМИ: тиражи падают, некоторые издания прекращают выпуск. Газеты слишком увлеклись интернетом, позабыв, что деньги приносит именно бумага,считает главный редактор газеты Die Zeit, пишет Корреспондент


Нет, эта статья – не образец апокалиптического журнализма. Мы не хотим сожалеть о газетах, сообщивших в минувшие дни о своем закрытии или о тех, с кем это может произойти. Как бы ни были горьки известия о газетах Frankfurter Rundschau, Financial Times Deutschland или журнале Prinz – речь все же идет не об отдельных изданиях. Вопрос в том, есть ли будущее у печатных изданий, и вкупе с ними – у той формы журналистики, с которой неразрывно связана газета Die Zeit.

Но не стоит умалять и того факта (а умолкнуть его и совсем не получится), что дела у неких газет в ближайшее время шли совершенно не так отлично, как 20 годов назад. У большинства свалились тиражи, у неких пострадала репутация. Внедрение новых форм инфы и конъюнктурные скачки значительно уменьшили доходы от рекламы.

И над всем этим высится решающая структурная трансформация: распространение цифровых СМИ, в каком многие усматривают корень зла и источник всех заморочек печатных изданий. Но и об этом не стоит сожалеть. Во-1-х, это не поможет, так как от конкуренции со стороны веба уже никуда не деться. Во-2-х, это отвлекает от неловких раздумий о том, не несем ли мы сами ответственность хотя бы за часть этих заморочек. И вот на этом месте уместен порыв негодования.

В Германии нет другой таковой сферы, которая бы с таким наслаждением и так безвыходно вредила бы для себя, как издатели, менеджеры и журналисты печатных СМИ. Возникновение онлайн-версий собственных изданий они восприняли с таковой одержимостью, будто бы повсевременно находились под воздействием кокаина.

К тому времени большая часть их газет были реальными станками для печатания средств, а они были участниками (и, невзирая на все трудности, остаются ими до сего времени), может быть, наилучшей в мире медийной среды, исходя из критериев контраста, серьезности и независимости. Сейчас же они начали соревноваться в расточении похвал новым цифровым СМИ. Тем они гласили своим верным и готовым платить читателям: отлично, что вы есть еще, но СМИ будущего дня – это веб.

Соответственное прохладное отношение появилось и к неким заслуженным региональным изданиям, на которых в один момент начали сберегать. Образовалась ситуация, при которой профессия журналиста деградировала до мультимедийного работника сферы услуг, совершенствующего сигналы собственных клиентов.

Правильно то, веб обладает многими плюсами, но с его помощью, почти всегда, не удается 1-го – зарабатывать средства. Ведь онлайн-издания газет издавна перевоплотился в бесплатные СМИ. А если им, в виде исключения, удается приносить доход, они вполне зависимы от собственных рекламодателей.

На данный момент настал тот момент, когда все участники должны понять: противоречия меж печатной и онлайн-культурой фактически устранены. Что и как люди читают – это дело привычки и вкуса. Сейчас интернет-СМИ популярны, сначала, конкретной передачей событий и возможностью для читателей учавствовать в обсуждениях, печатные издания – медленным, концентрированным погружением в чтение.

Решающим является вопрос: как может оплачиваться в дальнейшем высококлассная, направленная на глубочайший анализ и расследования журналистика, как может оплачиваться независящее освещение глобальных событий и каким образом СМИ могут делать свою функцию критичного наблюдающего? В рамках бесплатной культуры это нереально. Но если будет налажена продажа статей через цифровые носители инфы – тот же iPad, – то неудачи в этом не будет. Даже самые убежденные адепты печатных СМИ все-же не торговцы лесом: главное здесь содержание, а не форма.

Похожие статьи: