Генпрокуратура заинтересовалась скандальным законопроектом о рекламе

07-11-2013

Государственно-правовое управление (ГПУ) президента во второй раз попросило обратить внимание на принятый в первом чтении законопроект «О рекламе». В распоряжении РБК daily оказалось письмо главы ГПУ Людмилы Брычевой на имя депутата Госдумы Игоря Руденского, из которого следует, что проект направлен на «передел рынка» наружной рекламы и играет на руку крупным игрокам. С просьбой подправить законопроект обратилась и Генпрокуратура

ГПУ уже далековато не впервой направляет свое внимание на новейшую версию закона «О рекламе». Еще осенью прошедшего года законопроект, внесенный в Госдуму депутатами Виктором Звагельским и Зауром Аскендеровым, получил отрицательный отзыв. А именно, противоречащими закону были признаны нормы о пролонгации сроков деяния разрешений на установку конструкций внешней рекламы с 5 до пятнадцати лет (подразумевается, что устанавливать сроки будут органы местного самоуправления), размещении временных маркетинговых кон-струкций без проведения торгов, наделении регионов правом воплощения надзора за установками конструкций и др. Чуток позднее в письме на имя президента о собственных претензиях к законопроекту со-общили и представители бизнеса.

Сейчас г-жа Брычева попросила направить пристальное внимание для работы над проектом и председателя комитета Госдумы по экономической политике Игоря Руденского. К собственному письму чиновница приложила два экспертных заключения – Исследовательского центра личного права при президенте и Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве. Оба заключения частично повторяют предшествующий отзыв ГПУ и молвят о том, что законопроект ориентирован на «передел маркетингового рынка в угоду экономически сильным либо нерадивым игрокам».

А именно, юристы исследовательского центра обращают свое внимание на то, что норма о внедрении вилки в виде малого и наибольшего сроков деяния разрешений на установку конструкций не содержит никаких критериев и нарушает «прин-ципы равенства». А право органов местного самоуправления произвольно определять «конкретный срок контракта на установку и эксплуатацию конструкции» совсем противоречит Конституции. Уточнить, какие конкретно органы местного самоуправления принимают надлежащие решения, просит и Генпрокуратура (следует из письма замгенпрокурора Са-бира Кехлерова на имя Людмилы Брычевой, есть в распоряжении РБК daily).

«В высшей степени коррупциогенной» президентские юристы посчитали и норму об исключениях из правил об неотклонимом участии в торгах на размещение кон-струкций. Законопроект подразумевает, что исключения могут распространяться на те маркетинговые конструкции, которые не ука-заны в «схеме размещения». Но никаких норм и требований к таким «схемам» в проекте нет. Таким макаром, может получиться так, что в отношении ряда мест размещения конструкций, которые не попали в схему, договоры будут заключаться в обход торгов, говорится в заключении.

В законопроекте также вполне отсутствуют меры по поддержке малого и среднего бизнеса, гласит исполнительный секретарь «Деловой России» Дмитрий Крючков. «По сущности, малые и средние игроки должны участвовать в торгах вровень с большими, у каких дешевенькие и длинноватые средства. Примером такового грустного опыта могут служить недавнешние торги в Казани, когда местные игроки были выброшены с рынка, а главные лоты поделили меж собой компании, имеющие зарубежных акционеров. Цена самой рекламы для конечного потребителя в итоге повысилась более чем втрое и стала труднодоступной для компаний МСБ», – гласит г-н Крючков.

Пример неудачных для МСБ торгов в Казани приводит и управляющий секции внешней рекламы Гильдии компаний торговли и услуг Столичной ТПП Севиль Эфендиева. «В случае принятия законопроекта в имеющейся редакции рынок внешней рекламы будет монополизирован большими зарубежными медиахолдингами, а малый и средний бизнес – уничтожен», – уверена г-жа Эфендиева.

Позиция самих больших игроков остается неясной. Компания Russ Outdoor (по данным «ЭСПАР-Аналитика», рыночная толика компании составляет 21,4%) комментировать ситуацию отказалась. Очередной большой оператор Gallery не сумел оперативно предоставить комментарий. Игорь Руденский сказал РБК daily, что посреди февраля комитет хочет собрать рабочую группу для обсуждения законопроекта. «Замечания правового управления мы учтем, будем собирать представления участников рынка. В конечном итоге компромиссное решение найдем и закон примем», – уверен депутат.

Похожие статьи: