Без рекламы алкоголя и сигарет СМИ лишатся 2 млрд рублей в год

10-01-2014

По подсчетам РБК daily, печатные и электронные СМИ потеряют порядка 2 млрд руб., лишившись рекламы алкоголя и сигарет

Пиво и крепкие спиртные напитки исчезнут со страниц изданий с 1 января 2013 года. Запрет на рекламу табачных изделий вступит после принятия законопроекта Минздрава, который сегодня рассмотрит правительство. Между тем производители сигарет и СМИ, за исключением специализированных, не сильно переживают по этому поводу.

В собственном видеообращении в поддержку антитабачного законопроекта Минздрава председатель правительства Дмитрий Медведев особенное место уделил запрету рекламы табачных изделий. «Нужно не только лишь запретить курение в публичных местах и продажу сигарет на каждом углу, да и вполне запретить рекламу табака», – заявил он.

В реальный момент реклама сигарет и курительных принадлежностей уже запрещена на радио и телевидении, также на транспортных средствах и в внешней рекламе. В печатных СМИ и Вебе она допускается с некими обмолвками: нельзя располагать рекламу табачных изделий на обложках журналов и первой и последней полосах газет, не считая того, запрещено использовать изображения несовершеннолетних, также показывать положительный эффект от курения.

Как узнала РБК daily, производители сигарет на продвижение собственной продукции растрачивают существенно меньше, чем спиртные компании. Издержки на рекламу в прессе производителей табачных изделий с января по август 2012 года составили практически 497 млн руб., поведала РБК daily генеральный директор агентства PHD Анастасия Никифорова со ссылкой на данные TNS Media. «Если сохранятся тенденции прошедшего года, то к концу 2012го маркетинговые бюджеты возрастут до 788 млн руб.», – добавила она. На рекламу в Вебе, по подсчетам г-жи Никифоровой, придется 8-10% от этой суммы.

В то же время объем маркетингового рынка спиртной продукции в печатных СМИ и Вебе в 2011 году, по данным «Видео Интернешнл», составил 1,211 миллиардов руб. По оценкам PHD, общий объем рекламы в печатных и интернет-СМИ составит в 2012 году 42-43 миллиардов руб. Таким макаром, после утраты спиртных и табачных средств СМИ лишатся всего 4,5-5% собственных сегодняшних маркетинговых доходов.

В связи с этим, по всей видимости, заявление премьер-министра не вызвало паники ни у табачных компаний, ни в маркетинговых отделах издательских домов. «Табачные компании издавна смирились с тем, что реклама сигарет будет тотально запрещена, – поведал РБК daily менеджер большого производителя. – Этот пункт законопроекта Минздрава не вызывает особенных возражений».

«В запрете рекламы табачных изделий в печатных СМИ и Вебе нет ничего катастрофичного, – соглашается директор по коммуникациям JTI Анатолий Верещагин. – Хотя мы считаем, что у производителей должен быть канал коммуникации со взрослыми потребителями, которые имеют право получать информацию о продукте, законно присутствующем на рынке».

История предшествующего ужесточения маркетингового законодательства для производителей сигарет показала, что в целом эта неувязка их не очень заботит. Например, когда в апреле 2011 года правительство Москвы предложило убрать рекламу сигарет из метро, наикрупнейшие табачные компании еще до принятия этого решения выступили с полной поддержкой инициативы, а директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Свирепый даже именовал ее «разумной и своевременной».

Представителей издательских домов предложения Минздрава тоже не стращают. Доходы от рекламы сигарет и алкоголя сформировывали малозначительную часть бюджета, молвят они. «То, в какой степени закон, запрещающий рекламу табака, стукнет по маркетинговым доходам издательских домов, завит от изданий, входящих в их состав, – заявила РБК daily корпоративный коммерческий директор Hearst Shkulev Media Татьяна Першина. – Порт-фолио нашего издательского дома довольно многостороннее. В журнальчиках Elle Girl и «Счастливые родители» не располагается реклама ни алкоголя, ни табака. В других изданиях эти сегменты представлены в очень ограниченном количестве». По словам г-жи Першиной, обилие журналов позволяет издателю не зависеть от 1-го либо нескольких частей маркетингового рынка. «Потери, естественно, будут, но они будут незначительными», – добавила она.

В то же время запрет на рекламу возможно окажется критическим для специализированных табачных СМИ, отмечает главный редактор информагентства «Русский табак» Максим Цариц. «В Рф сейчас существует четыре специализированных издания: два сигарных – «Сигар клан» и «Джентльмен смок» и два посвященных промышленности в целом – «Табачный магазин» и «Табак Ревю». Все они имеют ограниченное распространение и есть в маркетинговой модели», – объяснил он.

Похожие статьи: